Исследовательская работа в начальной школе. Модульное оригами. Исследовательская работа Выполнена обучающейся объединения «Модульное оригами Исследовательская работа по теме оригами


Оригами –это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал-это бумага. Единственный инструмент- руки. Приобретенные во время складывания навыки можно использовать на уроках по математике и конструированию.


Оригами – искусство доступное всем. Из листа бумаги можно сложить невероятное множество разнообразных фигур. Складывая бумагу в несколько раз и наблюдая за тем, как она обретает объем, мы не просто с удовольствием проводим время, но и познаем искусство гармоничного соединения пространства, формы, объема и пропорций. Простая в освоении техника оригами открывает перед нами Мир полный неожиданностей и чудес.


Меня зовут Петухов Василий, мне 13 лет, и я учусь в 6-м классе. Оригами увлекаюсь с 5 класса. Сначала у меня не все получалось, но любовь к оригами и старание позволили мне не только преодолеть первые трудности, но и добиться первых, и я надеюсь, не последних успехов. Ведь моим любимым делом можно заниматься до глубокой старости.




« Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным способом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялась и сближалась от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушка махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».








































11. Большой шар состоит из 16 рядов (включая первый ряд). Во время сборки не сразу формируется шарообразная форма. Но вся фигура довольно эластичная. Представь, что ты держишь в руках глиняный горшочек. Нужно погружать пальцы внутрь и постепенно изгибать стенки, придавая нужную форму. Последний ряд сделай на 4 модуля меньше. Чтобы уменьшить на два модуля, нужно пару модулей надевать не на 4, а на 6 уголков.











Доржиева Софья

Актуальность исследования заключается в том, что позволяет расширить наши знания о оригами и геометрии, умение с помощью обычного листа решать геометрические задачи.

Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомиться с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.

Выяснить насколько ученикам нравятся занятия оригами, сделать выводы.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза : Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость . Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

Методы исследования:

  • поиск материала
  • анализ анкетирования

Методы и приёмы:

  • исследовательский
  • информационно - познавательный

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение управления образования Джидинского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боцинская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Геометрия и оригами».

Секция: Геометрия

Руководитель: Зиннатова Надежда Рафиковна,

Учитель математики.

2014 г.

С О Д Е РЖ А Н И Е

Введение …………………………………………………………….……..…..…1-2

1. История возникновения оригами ………………………………….………..……3

2. Оригами – это математика? …………………………………………..…………4-5

3. Модульное оригами …………………………………..…………………………. 6

4. Решение задач с помощью оригами…………………………………………….7-8

Заключение ………………………………………………….…………….…..…… 9

Приложение.

Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.

Введение.

Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага , единственный инструмент - руки.

Уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение использования оригами актуальным для исследования. Приобретенные во время складывания навыки можно использовать на уроках по математике и конструированию. Занявшись этим искусством, я увидела, как сильно оригами связана с геометрией. С оригами можно знакомиться и повторять основные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник. Понятия: сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры их свойства.

В настоящее время можно сказать, что математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется изучения основ арифметики , геометрии и алгебры. Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии и повышение уровня математических знаний в целом.

В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для решения данных задач. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф.Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

Актуальность исследования заключается в том, что поз воляет расширить наши знания о оригами и геометрии, умение с помощью обычного листа решать геометрические задачи .

Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомиться с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.

- выяснить насколько ученикам нравятся занятия оригами, сделать выводы.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза : Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость . Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

Методы исследования:

  • поиск материала
  • анализ анкетирования

Методы и приёмы:

  • исследовательский
  • информационно - познавательный
  1. История возникновения оригами и геометрии.

Официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э. А в 610 году японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870году.

В древности, в Китае бумагу использовали в религиозных обрядах. Не случайно первые оригами появляются в храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении коробочек санбо , которые наполняли кусочками рыбы и овощей, для жертвоприношения богам. Это искусство в Японии стало традицией, которая передавалась из поколения в поколение, в основном по женской линии . Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката” (1797г., “как сложить тысячу журавлей”). Автором считается настоятель храма Рокан. Во второй половине XIX века оригами вышло за границы Японии. В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. Самые крупные центры оригами в России находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Геометрия в первоначальном своем значении понималась как наука о фигурах, о взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. История геометрии теряется в глубокой древности, но колыбелью ее, несомненно, является Восток. Геометрические сведения и факты в основном сводились к правилам о вычислении площадей и объемов, и надо полагать, что эти правила носили больше эмпирический, чем логический характер. В VII в. до н. э. геометрические сведения были, по мнению греческих историков, перенесены из Египта и Вавилонии в Грецию. Греческие философы стали знакомиться с египетской и вавилонской мудростью. С этого времени начинается период развития геометрии – период систематического изложения геометрии как науки, где все предложения доказывались. Само название "оригами" происходит от двух японских слов "ори" и "ками" и в буквальном переводе означает "сложенная бумага". И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека никаких навыков, кроме воображения и, как не странно, эта простейшая операция порождает своеобразную геометрию, не менее богатую, чем геометрия циркуля и линейки. Сначала кажется, что возможности перегибания включают в себя всю геометрию одной линейки, однако это ошибка. В некоторых случаях складки таят в себе также возможности циркуля, хотя и не позволяют проводить непосредственно дуги окружности. И чем дальше погружаешься в эту необычную геометрию, тем все больше приходишь в восхищение от разнообразия забавных и серьезных задач, которые удается решить. С помощью оригами есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония.

  1. Оригами - это математика?

В наше время в Японии, США и других развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих школах. Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, то в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей математической подготовки.

Простые базовые формы

Треугольник

Книга

Дверь

Воздушный змей

Средние базовые формы

Блин

Рыба

Двойной треугольник

Двойной квадрат

Видя эти формы понимаешь, что на занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

– горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

– сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

– квадраты;

– все виды треугольников.

На первом этапе в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами. На втором этапе развиваем систему знаний, умений и навыков, приобретенных на начальной стадии обучения. Работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур. Эта деятельность направлена на развитие восприятия, которое связано с различными операциями мышления. На этой ступени важно уделить внимание ознакомлению с орнаментами, которые очень красивы по своей форме. Складывая их в различных комбинациях, можно получить многогранники. При этом развивается пространственное воображение, что способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Важность этой ступени состоит в том, что здесь особое место занимает метод решения задач на построение без помощи циркуля и линейки. Особая ценность этого метода в том, что он позволяет построить правильные многоугольники, построение которых с помощью циркуля и линейки затруднительно, а в некоторых случаях невозможно. Таким образом, навыки, накопленные во время обучения на первом и втором этапах, позволят нам успешно обучаться на третьем этапе.

На третьей этапе изучения геометрии с использованием оригами ведется целенаправленная работа по формированию содержательного логико-математического мышления. Большое значение для развития воображения играет изготовление геометрических фигур, в которых прослеживается определенная закономерность расположения модулей, наглядное восприятие которых помогает понять эту особенность и справиться с геометрическими задачами. Сюда входят построения правильных, полуправильных и неправильных многогранников, их сечения, нахождение площадей боковых поверхностей и объемов геометрических тел.

  1. Модульное оригами.

Модульное оригами - техника складывания оригами , которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги . Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Модульное оригами вошло в моду в последние 20 лет. Оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку из всего одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать что угодно. Отдельная бумажная деталь называется в этом случае модулем (от латинского слова modulus – такт, ритм, мера, модуль). Модули могут быть одинаковыми и составлять вместе орнамент, звезду, правильный многогранник. Разные модули обычно используются для составления сложных конструкций. В этом случае говорят о гетеромодульном оригами.

Сегодня существует множество игрушек-трансформеров и мозаичных картинок, все творчество работы с которыми заключается в механическом соединении готовых элементов. Такие игры собираются, раз и навсегда, а сам ребенок не участвует в их разработке и изготовлении. Игра, которую ребенок сделает сам, окажет, несомненно, большее воспитательное и эстетическое воздействие, чем любая купленная в магазине.

Модульное оригами это вид объемного оригами. Готовятся одинаковые модули, которые затем вкладываются один в один. Клей не используется.

Схема:

Вывод:

По схеме видно, какие геометрические фигуры и понятия мы будем применять: прямоугольник, равнобедренный треугольник, высота, биссектриса, параллельные прямые, сгибание под углом 45 0 .

Также из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы. Модули вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.

  1. Решение задач с помощью оригами.

Рассмотрим примеры задач, решаемых методами оригами. Как правило, они проще и нагляднее, а относительная простота помогает убедиться в правильности классических утверждений, теорем и побуждает к дальнейшим исследованиям. Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой! Например, при изучении темы «Замечательные точки треугольника», учащиеся убеждаются в том, что каждая тройка биссектрис, медиан, высот, серединных перпендикуляров треугольника пересекаются в одной точке, а потом свои убеждения пробуют подтвердить математически. Возможности перегибания листа бумаги велики, что обеспечивает решить большое разнообразие задач.

При решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

Любая оригамская задача состоит:

1. Из постановки задачи.

2. Из оригамского решения, проверки или способа построения.

3. Из математического обоснования, то есть доказательства того, что в результате действительно получается фигура с требуемыми свойствами.

Для примера решим несложную задачу.

Задача. Методом оригами разделить один из углов квадрата на три равных угла.

При решении данной задачи методом оригами необходимо знание некоторых условных обозначений, принятых в оригами. Они приводятся в следующей таблице:

Линия сгиба "долиной" , "на себя"

Стрелка сгиба "долиной" , "на себя"

Совместить отмеченные точки

Согнуть и разогнуть

Оригамское решение

  1. Наметьте сгиб, делящий верхнюю сторону квадрата пополам.
  2. Совместите вершину правого нижнего угла квадрата с некоторой точкой намеченной линии сгиба.
  3. Перегните левую верхнюю часть фигурки и вернитесь в исходное положение квадрата.
  4. Проверьте результат. Вершина левого нижнего угла квадрата линиями сгиба разделена на три равных угла.

Математическое обоснование

Используя чертеж рис. 5, можно записать: ВАС – равносторонний, значит АВС=60 0 .

ОВА=90 0 -60 0 =30 0 , ABN=30 0 , ОВА= ABN= NBC=30 0 .

Итак, данным методом мы разделили угол квадрата на три равные части. Продолжением данной задачи является задача построения равностороннего треугольника в квадрате.

Деление листа бумаги на 5 частей.

Деление стороны квадрата на четыре равные части. Для этого достаточно их поделить пополам, а затем, каждую из половинок снова пополам. Именно так происходит, когда мы складываем базовую форму дверь.

К ак легко догадаться, деление квадрата на пять частей с помощью складывания представляет собой гораздо более сложную задачу. Ее решение изображено на рисунке. Попробуйте сами доказать, что таким образом мы действительно разделим квадрат именно на пять частей.

Заключение.

Работая над данной темой я выделила наиболее существенные моменты. Оригами как основа различных направлений искусства является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. В голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.

Для изготовления изделий из бумаги могут применяться разные техники – такое занятие не надоест и не покажется скучным.

Собственноручное изготовление бумажных изделий – отличный способ самовыражения, доступный всем. Такое хобби хорошо развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, усидчивость и аккуратность.

Темп современной жизни очень велик: одни дела в течение дня стремительно сменяются другими. И в повседневной суете очень важно находить время для любимых занятий. Изготовление изделий из бумаги – это творчество, возможность выразить себя в великолепных работах, обрести душевную гармонию

Моя работа актуальна, предрасполагает воспитанию позитивных качеств личности, а также способствует общению людей, объединенных решением поставленных задач.

Список используемой литературы.

1. О. В. Весновская Оригами: орнаменты, кусудамы, многогранники. -Чеб.: изд. «Руссика», 2003г., 52с.

2. В. А. Гусев Методика обучения геометрии. - М.: изд. «Академия», 2004г, 376с.

3. //Нужна ли школе 21-го века Геометрия? (И. Ф. Шарыгин) Математическое

Просвещение. №3, вып. 8.-М.: МННМО, 2004 -264с., С37-52.

4. В. В. Нуркова и Н. Б. Березанская Психология. -М.: изд. «Юрайт», 2004г., 498с.

5. С. Н. Белим Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. – М.: изд. «Аким», 1998г., 66с.

6. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. - Журнал «Начальная школа» №4, 2000г.

7. Глейзер Г.Д. Каким быть школьному курсу геометрии / Г.Д. Глейзер // Математика в школе. – 1991. - №1. - С. 68 – 71

8. Бескин Н.М. Методика геометрии с приложением главы «Методика преподавания наглядной геометрии А.М. Астряба» / Н.М. Бескин. – М.: Учпедгиз, 1947. - 274с.

9. http://www.trozo.ru/archives/34530#more-34530

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Анкетирование.

1. Ты знаешь, что такое оригами?

2. Ты пробовал заниматься оригами?

____________________________________________________________________

3. Ты знаешь, что такое модульное оригами?

____________________________________________________________________

4. Ты знал, что можно с помощью оригами решить геометрические задачи?

____________________________________________________________________

Результаты анкетирования.

Я провела анкетирование среди учащихся 5-11 классов МБОУ»Боцинская СОШ». По результатам анкетирования можно сказать следующее: у всех учащихся есть представление, что такое оригами, но не все знают, что такое модульное оригами. Многие пробовали заниматься оригами, но не у всех получалось. 25 учащихся не знали, что с помощью оригами можно решить геометрические задачи. Мой проект всем понравился, всех он заинтересовал. Теперь нам задачки по геометрии по силам!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Исследовательская работа

Тема: Волшебный мир оригами

Выполнила: Миронова Марина,

ученица 5 «а» класса МБОУ СОШ р. п. Мухен

Руководитель: Горностаева Валентина Ивановна,

библиотекарь МБОУ СОШ р. п. Мухен

2016 г.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3-4

2. Основная часть

2.1. Оригами – искусство складывания бумаги………………………….5

2.2. История оригами……………………………………………………...6-7

2.3. Журавлики Хиросимы………………………………………………..8-9

2.4. Азбука оригами……………………………………………………….10

2.5. Техника складывания…………………………………………………11

2.6. Оригами и основные геометрические понятия……………………..12-13

2.7. Исследование бумаги для оригами…………………………………..14

2.8. Оригами в повседневной жизни……………………………………...15

3. Заключение………………………………………………………………16-17

4. Литература………………………………………………………………..18

5. Приложения……………………………………………………………….19-24

Введение

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги (приложение 1).

Первый раз это слово я услышала в 1 классе на уроке технологии. Но тогда я особого внимания этому не придала. В конце 4 класса, как то на уроке нам показали бумажные поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами (приложение 2). Учитель показал нам как соединять эти модули между собой. Это был единственный урок и мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве.

Моя мама, видя мое увлечение, купила мне книгу "Модульное оригами". Выполняя по схемам книги различные поделки я почувствовала, что я приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках математики. Играя, я познавала азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования.

Объект: оригами как вид прикладного искусства. Предмет исследования: использование оригами в повседневной жизни. Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития учащегося.

Гипотеза: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

Задачи:

Изучить историю оригами;

Ознакомиться с техникой оригами;

Научиться создавать изделия оригами;

Выявить связь оригами и математики;

Найти способы применения оригами в повседневной жизни.

Методы исследования:

1. Метод математической статистики и обработки данных.

2. Анализ научно-популярной литературы.

2. Основная часть 2.1. Оригами – искусство складывания бумаги.

Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.

Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему (приложение 3).

В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели.

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

2.2. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай (приложение 4).

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.

К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран

Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя - оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (приложение 5). В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы (приложение 6). Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.

К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера - оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура (приложение 7). Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.

2.3. Журавлики Хиросимы

Международный символ оригами – японский бумажный журавлик. Журавль – символ счастья и удачи в Японии (приложение 8). С бумажным журавликом связана одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира. Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени СадакоСасаки (приложение 9). Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти.

Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками (приложение 10).

Изготовление журавлика:

1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат

2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем

правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры.

Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;

3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху.

Проделываем это, нажимая по бокам.

4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;

5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;

6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;

7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху

острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем

в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;

8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.

2.4. Азбука оригами

Простейшее способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Помимо знаков существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века известным японским мастером Акирой Йошизавой .

Приёмы-выворачивание Техническим приёмом, порой применяемым в оригами, является выворачивание фигурки или её части наизнанку. Естественно, это удаётся сделать только тогда, когда эта часть состоит как минимум из двух слоёв бумаги. Приём и результат выворачивания бумаги можно посмотреть на моделях кусудам - «шаров» (приложение 11).

2.5. Техника складывания Исследуя технику складывания, я обратила внимание на выполнение сгибов. Они должны быть “острыми” и слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было смещения и изделие получилось красивое и аккуратное. Нужно соединять уголки ровно и точно.

Правильно сложена бумага или нет, зависит от мастерства и глазомера , которые можно развивать с помощью оригами. Оригами помогает развивать наблюдательность . Ведь для того чтобы сделать, например, собаку, мне необходимо представлять ее форму, движения и повадки: иначе, моя фигурка не будет похожа на настоящую собаку. Если этого не делать, то работа остаётся просто повторением движений.

Так как, в оригами основной инструмент – пальцы рук и их необходимо тренировать, что позволяет улучшать мелкую моторику рук . Для этого я предлагаю сначала выполнять простые базовые формы.

2.6. Оригами и основные геометрические понятия

Сейчас в оригами существует три основных течения. Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей. То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию. Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам. В оригаметрии считается: а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами (приложение 12). Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б) найти все квадраты; в) найти все треугольники;

г) дать название изображениям; в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

Складывание многогранников – увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания. В старших классах мы будем изучать раздел математики – СТЕРЕОМЕТРИЯ. Она изучает свойства фигур в пространстве. Среди них есть ПЛАТОНОВЫ ТЕЛА (приложение 13).

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников).

На свете существует множество других многогранников, но они будут или полуправильные, или неправильные. Наилучший способ познакомиться с платоновыми телами и другими многогранниками позволяет занятие оригами, так как из бумаги такие фигурки складываются легко и быстро.

2.7. Исследование бумаги для оригами

Любители искусства оригами среди всех предпочитают и наиболее активно используют такие виды бумаги как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, калька, картон, бархатная и другие. Если рассматривать каждый тип в отдельности, то каждый из них будет обладать своими преимуществами и недостатками для изделий оригами.

Поэтому я решила исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами

Вид бумаги

Преимущества

Недостатки

Бумага для оригами


Легко складывается, хорошо держит складки.


-

Салфетки


Подходит для специальных изделий.


Сложно складывать, со временем фигурка сама по себе раскладывается.

Оберточная бумага


Плотная, но тонкая, при складывании не утомляет пальцы. Размер ее не ограничивается.


Не хватает раскраски.


Офисная бумага


Хорошо держит складки, прочная.


-


Бумага для уроков труда


Очень тонкая. Это позволяет складывать фигурки с большим количеством складок.


Подсыхает и на складках появляются белые полоски.

Из данного исследования можно сделать вывод, что для оригами подходит любая бумага . Нужно лишь под ту фигурку, которую я хочу сложить, найти подходящую бумагу.

2.8. Оригами в повседневной жизни

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола (приложение 14). Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.
Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги (приложение 15). Искусство оригами - прекрасный способ сделать подарок необычным и интересным.

Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок (приложение 16).

3 . Заключение
Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Но еще оригами способствуют успешному изучению геометрии. В процессе складывания фигур оригами я легко ориентируюсь в пространстве и на листе бумаги, могу делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Все это помогает развитию первых чертежных навыков. В процессе работы над проектом я узнала много нового, что относится к геометрии и математике.

Мой первый учитель начальных классов, Ирина Александровна, от нее я узнала, что работать руками полезно еще и для развития полушарий головного мозга, так как правая рука отвечает за левое полушарие, а левая рука - за правое. Выходит, при складывании оригами развиваются оба полушария мозга, так как работают обе руки одновременно. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи - логопеды. Помогает оно людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Подтвердилась моя гипотеза, что занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

Вывод : оригами

- учит различным приемам работы с бумагой;

- развивает способность работать руками;

- учит совершать последовательные действия;

- стимулирует развитие памяти;

- учит концентрировать внимание;

- знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;

- развивает пространственное воображение, художественный вкус и

творческие способности.

- развивает уверенность в своих силах и способностях;

Номинация: «Математика»

«Великий квадрат не знает пределов»

Японская народная пословица

Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с бабушкой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра - волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами - это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Я обратила внимание, что искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии. А на уроках в школе мне всегда больше всего нравилась математика… Мне стало интересно, насколько близко связано искусство оригами с математикой? Может быть, именно из-за этого мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками» и очень успешно.

Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики.

Задачи:

  • Знакомство с основными этапами изучения оригами.
  • Анализ взаимосвязи основ оригами и математики.
  • Поиск исторических фактов.
  • Знакомство с понятием многогранник.
  • Изучение видов многогранников.
  • Исследование возможности техники оригами для создания правильных многоугольников и многогранников.

Объект исследования - связь искусства оригами и математики

Предмет исследования - лист бумаги.

Методы исследования : поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы); практическая работа.

Ход работы

Вот перед нами обычный лист бумаги, чаще всего прямоугольной формы (стандартный лист с размерами 21-29,6). Чтобы превратить лист бумаги в фигурку, можно обратиться к искусству оригами.

Сейчас в оригами существует три основных течения.

Первое течение -традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.

Второе течение -модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

Третье течение - модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела.

И я погрузилась в оригаметрию. Складывание многогранников - увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания.

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд - 4 треугольника, октаэдр - 8 треугольников, икосаэдр - 20 треугольников, куб - 6 квадратов, додекаэдр - 12 пятиугольников).

Неоценимую помощь в изготовлении многогранников может принести оригами. Вы можете изготовить многогранник любого размера без всякой выкройки. Нужно только выбрать размер листа бумаги. Кроме того оригамный многогранник всегда можно разобрать, а его модули при этом не займут много места.

По результатам моего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышла за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомилась на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

Проект «Оригами и математика»

Королева Даша, 11 лет, объединение «Оригами», МОУ ДОД СЮТ №2, город Красноярск. Даша несколько лет увлекается искусством оригами, неоднократно становилась победителем и призером районных, городских и краевых мероприятий. Всегда рада поделится своими знаниями и навыками, приобщая детей и взрослых к великому искусству, которое дает пищу для головы и радость для сердца. Руководитель: Тарасова Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории, стаж работы 29 лет, МОУ ДОД СЮТ №2, г. Красноярск.

Визитная карточка

МБОУ «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

Научно-исследовательская работа

«Мой след в науке VII»

Тема: Оригами

Секция: творческие работы и научно-техническое моделирование

Работу выполнила: ученица 6 класса

Гильфанова Миляуша М.

Руководитель: Мухаметзянова Гульнар Г.

1. Введение ………………………………………………………………..... 3

2. Истории возникновения оригами…….……………….……....................3

3. Теоретическая часть: изготовление модулей…………….. ………..…..4

4. Практическая часть: изготовление поделок …….……………………...5

5. Заключение………………………………………………………………..10

6. Источники информации………………………………………………....11

7. Приложение (мои работы)…………………………………………….....12

Цель работы: изучить возможности техники модульного оригами для изготовления поделок.

Задачи: 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.

Я, Гильфанова Миляуша, очень люблю делать игрушки своими руками. Их у меня много. В этом году я нашла себе новый вид увлечения. Это игрушки… оригами. Модульное оригами.


Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья - бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».


Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки.
Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте - оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Особую популярность модульное оригами обрело в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели - благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне - я услышу,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне сделать самому -

Я пойму!»

И хочу, представит вам свои творческие работы из бумаги на примере «Зайца». Нам понадобятся треугольники, из которых и собирается это модульное оригами. Заяц получается очень живым, красивым и смотрится невероятно эффектно.

Но перед тем, как приступать к изготовлению объемного оригами зайца, нужно научиться делать треугольные модули оригами.

Как сделать треугольные модули оригами для производства поделок


1. Согни прямоугольник пополам.

2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горкой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни.

5. Подними края вверх.

6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разогни.

8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.

9. Согни пополам.

10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.


Всего для зайчика потребуется 522 треугольных модуля. Можно взять только белые модули (лучше всего подходит офисная бумага) или сделать 402 белых и 120 цветных модуля. Свитер для зайчика можно сделать одного цвета или в полосочку. Всего пять рядов (пять полосок), в каждом ряду по 24 модуля. Для этой модели взяли 48 голубых, 48 жёлтых и 24 синих модулей. Возьмем 48 белых модулей для того, чтобы собрать первые два ряда. Расположим три модуля так, как показано на рисунке, в ставим уголки первых двух модулей в кармашки третьего.

Возьмем ещё два модуля и присоедини их к первым таким же способом. Соберем все модули в цепочку. Последним модулем замкнем кольцо. Получилось два ряда по 24 модуля в каждом.

Выполним третий ряд, надевая модули в шахматном порядке.

Аккуратно вывернем круг, превращая его в подобие чаши. Первый ряд при этом становится подставкой и сбоку его, практически, не видно. Возьмем 24 голубых модуля и выполняем четвёртый ряд. Обратим внимание на то, что голубые модули нужно укреплять немного выше, слегка отодвигая нижний конец. Тогда свиторок будет немного отходить от туловища.

Выполним весь четвёртый ряд и выровняем модули.

Точно так же выполним ещё четыре ряда.

Возьмем 24 белых модуля и надеваем их на голубые, развернув короткой стороной наружу, а длинной внутрь.

Этот ряд должен получиться уже предыдущих за счёт того, что белые модули развёрнуты другой стороной и размещаются на концах голубых.

Следующий ряд необходимо увеличить на 6 модулей. Для этого на каждый четвёртый модуль надеваем не один, а два модуля. Модули развёрнуты длинной стороной наружу.

Внимание! Первые два ряда головы имеют достаточно неустойчивое соединение. Следующие ряды закрепят всю конструкцию, но эти два ряда нужно собирать внимательно и аккуратно.

Теперь в каждом ряду будет по 30 модулей. Продолжаем собирать ряд за рядом. Всего голова состоит из восьми рядов (один из 24 модулей, другие из 30).

В последнем ряду сведем все модули вместе, придавая голове округлую форму.

Для ушка возьмем 6 модулей и укрепим их так же, как в первом ряду головы.

Во втором ряду наденем 5 модулей, в третьем — снова 6. Причём, крайние модули будут надеваться на крайние уголки первого и второго рядов. Выполним таким образом 7 рядов. В восьмом ряду необходимо сделать сужение. Два крайних модуля надеваем сразу на три крайних конца предыдущего ряда. В восьмом ряду окажется 5 модулей. В девятом наденем только 4 модуля, причём, два средних поставим выше других.


Пропустим один модуль, т. е. оставь свободными 4 уголка, и выполним точно так же второе ушко.

Нарисуем , вырежем и приклеем детали: глазки, мордочку, ручки, воротник. Ручки вырежим из прямоугольников плотной бумаги размером 2х3 см. Закруглим прямоугольники с одной стороны, а с другой приклеем полоски бумаги такого же цвета, как и одежда. Ручки можно просто вставить между модулями или подклеить. Прямоугольник 4х8 см можно надрезать бахромой, завить её и сделать зайчику чёлочку. Вот и все. Зайчик получился очень забавным и ярким.

Заключение

Вот эти игрушки стали моими друзьями. Сейчас я начала собирать кораблик. Попробуйте и Вы. Очень увлекательно и интересно. Как сказал великий Леонардо да Винчи«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».Складывание фигурок из треугольных модулей оригами - занятие настолько увлекательное и приятное, что усвоив одну модель, сразу хочется попробовать что-то ещё, узнать новые возможности. Выполнив несколько объемных поделок (см. Приложение1, 2,3,4.5), я смог без схемы собрать корзинку для цветов (см. Приложение 6) . И не всегда всё сразу получается…. А начав новую поделку, хочется быстрее её завершить и увидеть результат. И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, сестрам за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Например, для двух зайчиков потребовалось более тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 65 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное, самое загадочное - «бумага оживает»! Попробуйте и Вы. Как сказал великий Леонардо да Винчи: « Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Экономическая оценка

Расчет себестоимости вазы.

4.yourorigami .info /2008/01/28/statya -posvyashhennaya -origami .html

5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.

Мои работы

1.Сова 2. Снеговик 3.Лунаход

4. Лебединое озеро 5. Кошка с котенком

6. Снеговик с подарками 7. Я и мои работы.