Занятие по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики" Занятие по формированию элеме

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Конспект занятия

по формированию представлений о себе

Тема: "Изучаем свое тело"

Цель занятия: Формировать представление о себе

Коррекционные задачи:

1. Учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо);
Рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь;
2. Учить различать запахи и вкусы
3. Закрепить цвета (синий, красный, желтый,);
4. Провести игру на закрепление органов чувств;
5. Развивать речь, память, внимание;
6. Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения;

Составил: Педагог-психолог

Астанаева И.Н.

Оборудование:
Доктор Айболит, цветы, корзина, зубная щетка по количеству детей, картинка с портретом, картинки с изображенными на них органами чувств (глаза, уши, нос, рот), апельсин, лук, картинки с изображением различных ситуаций, яблоки.
Ход занятия:
1. Игра-упражнение «Встреча с доктором Айболитом»
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел доктор Айболит.
Педагог-психолог: Что же делает доктор? (лечит людей, детей, зверей и птиц)
Правильно, когда мы болеем, всегда обращаемся к доктору. Он нам помогает быстрее выздороветь.
(Взявшись за руки, дети водят хоровод «Всех на свете он добрей»
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор….Айболит.
Педагог-психолог: Я приглашаю вас всех погулять на полянку с волшебными цветами.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами на полянке. Открываем глазки.
Посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли! Сколько здесь цветов?
(Много) Эти цветы не простые, а волшебные.
Соберите каждый по одному цветку и принесите их в корзинку.
А теперь давайте их рассмотрим?
2. Беседа об органах человека
Педагог-психолог:
- Ребята, какого цвета этот цветок? (Желтого)
- Что нарисовано в середине цветка? (Глаз)
Разберемся вместе дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
А сколько глаз у вас (Два)
- Для чего нужны глаза?(Чтобы видеть, смотреть на мир)
- Где у вас глаза, осторожно покажите их пальчиками.
- Давайте закроем глаза.
-Что случилось? (Темно, ничего не видно)
- Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо постоянно беречь. А как надо их беречь?
- Что мы делаем каждое утро со своими глазками? (Умываем водой). Если мыло попало – смываем водой. Играем аккуратно, чтобы песок не попал на улице в глазки, осторожно обращаемся с острыми предметами, чтобы не поранить глазки.
- Какие это могут предметы? (Карандаши, вилки, ножницы и т.д.)
- Давайте посмотрим на эту картинку. Что вы на ней видите?
(От телевизора надо сидеть подальше, чтобы не испортить зрение)
Доктор Айболит: Правильно, ребята, какие вы молодцы! Как много знаете. Даже умеете беречь свои глазки.
Предлагается цветок: Какого цвета этот цветок? (красный)
А что на нем нарисовано? (нос)
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
- Сколько у нас носов, зачем он нужен? (Чтобы дышать, через нос идет воздух в легкие человека).
- Давайте и мы подышим носом. (Всем носом, а потом по очереди каждой ноздрей)
- Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать запахи.
Ребята, понюхайте, что это? Чем пахнет? (луком)
- А это чем пахнет? (Апельсин)
- Разные это запахи или одинаковые? (разные)
- Вот видите, ребята, оказывается без носа нам не прожить. Как же нос надо беречь?
- Если что-то попало в нос, то надо сказать взрослому.
- Если ковырять в носу пальцем или острым предметом, может пойти кровь.
- Если вы заболели и начался насморк, что нужно делать?
Сморкаться в свой носовой платок или чистую салфетку.
- А где платочек живет? (в кармашке)
Доктор Айболит: Правильно! Молодцы!
Педагог-психолог: теперь посмотрите на этот цветок. Какого он цвета? (оранжевого)
А что на нем нарисовано? (рот и зубы)
Сколько у нас ртов? (один), а зубов (много).
Откройте рот и скажите доктору Айболиту «ААА», а теперь постучите зубками, только осторожно.
-Для чего нужен рот?
- В него мы кладем пищу и различаем вкус. Помните, мы с вами нюхали лук и апельсин, а теперь давайте их попробуем. (дети пробуют)
- Лук, какой? (горький)
- А апельсин? (сладкий)
- Для чего нужны зубы? (жевать пищу, кусать)
- Как надо за ними ухаживать? (– чистить зубки два раза в день утром и вечером вот такой щеткой, на которую намазывают зубную пасту, а после еды полоскать ротик водой). Тогда ваши зубки будут крепкими и красивыми.
«А сейчас все вместе споем песенку:
4. Работа с картиной
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что доктор Айболит лечил одного художника, и тот подарил ему картину (портрет). Но художник не успел ее закончить, а Айболит не знает, что на ней не хватает. Поможем ему? (да)
- Что нарисовано? (лицо)
- Что не успел нарисовать художник? (глаза, нос, рот, уши)

Педагог-психолог раздает детям картинки с нарисованными на них органами чувств.
- Давайте расставим все на свои места. Где должны быть глаза? Нос? Рот? Уши?
- Посмотрите, какой красивый человек получился!
- Какой он? Веселый или грустный? (веселый)
Воспитатель: Доктор Айболит, посмотри, пожалуйста, как ребята закончили свою картину.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! И за вашу работу я принес вам подарки.
- Достает из корзинки зубные щетки. Что это? (щетки)
Чисти зубы
Чисти зубы
И снаружи и внутри
Чисти зубы
Чисти зубы
Не болели, чтоб они.
Раздает щетки детям.

Конспект игры -занятие

«Поможем Фее чистоты»

Выполнил: Щербинина Светлана Александровна

Уточнить знания о предметах личной гигиены, развивать логику, мышление

Формировать у детей представление о том, какое значение имеет соблюдение правил личной гигиены;

Закреплять с детьми культурно-гигиенические навыки (мытье рук, лица, расчесывание);

Воспитывать опрятность, аккуратность, внимание

Предварительная работа:

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» и рассматривание иллюстраций к произведениям;

Заучивание потешек, стихов о чистоте, здоровье, предметах гигиены;

Отгадывание загадок;

Беседы на темы «Наши добрые друзья», «Личная гигиена»;

Лепка « Мыло для грязнуль»; рисование «Узор на носовом платке», аппликация «Расчески для кукол»»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Парикмахерская»;

Экскурсия в группу старшего возраста;

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: - видеоролик, мешочек с игрушками;

Раздаточный материал: карточки с алгоритмами, картинки с расческами, цветные карандаши, мыло, расчески, шампунь, зубная щетка, зубная паста, носовой платок;

Ребята, сегодня, когда я проснулась, увидела у себя на кровати вот эту коробку. Открыв ее, получила видеосообщение от Феи чистоты. Хотите его посмотреть? Давайте посмотрим (просмотр виде сообщения).

Дети, что случилось у Феи?

(ответы детей)

Кто все перепутал в волшебной стане чистюль?

(ответы детей)

А как мы можем помочь Фее?

(ответы детей)

Конечно, нам надо все исправить. Для того чтобы все исправить, нам нужно содержимое коробки привести в порядок. Начнем? (ответы детей)

(Достаем из коробки карточки с алгоритмами).

Ребята, смотрите картинки. Что на них изображено?

(ответы детей)

Что бы жители страны «Чистюли» вспомнили, как правильно мыть руки (лицо) нам нужно разложить карточки в нужном порядке (Выполнение)

Молодцы. Все правильно выполнили?

(ответы детей)

Теперь жители смогут мыть руки (лицо) правильно. А для чего их необходимо мыть?

(ответы детей)

Конечно, чтобы быть чистыми и красивыми. Теперь отложим, то, что мы уже исправили. Продолжаем помогать Фее.

(Достаем из коробки листы бумаги, на которых нарисованы расчески без зубчиков).

Ребята, посмотрите, что это за рисунки, на что они похожи?

(ответы детей)

Помните, Фея говорила, что жители перестали даже расчесываться. А для чего нужна расческа?

(ответы детей)

Как вы думаете, разве получиться такой расческой, привести волосы в порядок?

(ответы детей)

Что нужно сделать, чтобы эти рисунки стали похожими на расчески?

(ответы детей)

Давайте дорисуем зубчики. (Дети выполняют дорисовку зубчиков карандашами)

Какие разные у всех получились расчески. Молодцы ребята. Хорошо. И с этим заданием мы справились. Теперь жители смогут и расчесываться. Отложим наши расчески к картинкам для мытья рук.

В коробке есть еще что-то. Что это ребята? (Показ содержимого коробки. В ней находятся различные средства гигиены, игрушки, кубики)

(ответы детей)

Но что не так здесь? Злая Фея постаралась, все перепутала. Что нужно сделать, как вы ребята думаете?

(ответы детей)

Нам необходимо рассортировать все. Как это сделать?

(ответы детей)

Для жителей страны «Чистюли» нужны средства по уходу за телом. Как будем отбирать нужное?

(ответы детей)

Хорошие вы предлагаете варианты. У меня есть еще одно предложение. Предлагаю разделиться на две команды. Вы согласны? (ответы детей). Явас разделю на две команды. Одна команда будет называться «чистые щечки», а другая «чистые ручки». Сейчас вы по очереди будите доставать из этого мешочка предметы. Кому достанется предмет красного цвета, тот будет в команде «чистые щечки». А кому достанется предмет любого другого цвета, тот в команде «чистые ручки». (Предлагаем детям вынимать предмет из мешочка, называя его цвет. Распределяем по командам детей)

А как вы думаете, что мы будем делать?

(ответы детей)

Одна команда будет выбирать, и приносить средства чистоты, а другая команда, те предметы, которые не нужны для чистоты нашего тела.

(Выполняется игра)

Ребята, у вас задорно и весело получалось. Как вы думаете, правильно все распределили?

(ответы детей)

Давайте проверим, мы же не хотим оставить Фею в заколдованной стране. И, если, вдруг, в чем-то ошиблись – исправим. (Проверяем содержание корзин). Все у нас получилось.

Посмотрите, ребята, в коробке больше ничего не осталось. Значит, все задания мы выполнили. А какие задания мы выполняли?

(ответы детей)

Для кого мы старались?

(ответы детей)

Теперь же нам надо вернуть коробку Фее. Необходимо все аккуратно сложить в коробку, не нарушая порядка и отдать ей. Но как это сделать, мы же не знаем где находиться страна «Чистюль»?

(ответы детей)

А как появилась коробка?

(ответы детей)

Коробка появилась, когда я спала. Давайте мы заберем коробку к себе в группу. И когда вы будите спать, Фея ее заберет. Вы согласны? (ответы детей)

(Дети забирают коробку и возвращаются в группу)

Nbsp; «Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, построение позитивных форм общения» Цель: формирование коммуникативной культуры учащихся, профилактика конфликтных ситуаций. Задачи: развитие коммуникативных навыков: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Этапы проработки материалов: а) изучение литературы, публикаций в периодической печати; б) подбор диагностических методик и упражнений для занятий; в) проведение тренингов общения для учащихся. Литература по теме самообразования: 1. Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева «Основы конструктивного общения»; 2. И. М. Юсупов «Психология взаимопонимания»; 3. А. Пиз «Язык разговора»; 4. А. Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения»; 5. Журнал «Школьный психолог» Практический выход – творческий отчёт. ГУО СШ д. Чернавчицы Педагог-психолог О.И. Кучко

Душевное слово всегда удивительно,

В том сила его и главная суть,

Что душу другого оно доверительно

Может почтительно вмиг распахнуть.

ГалуатЦадаса

Только благодаря обращенному «живому

Слову» ребенок может стать человеком.

РайнерПатцлафф

Актуальность. Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Сегодня не каждый ребенок из обычной общеобразовательной школы может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями.

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно - коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Высокий уровень коммуникативностирассматривается психологами как условие успешной адаптации к
окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость
формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Проблема формирования коммуникативных умений у подростков давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массовой школы возрос интерес к личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. Педагоги (А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт) обратили внимание на так называемый "дух школы" - такие феномены, как "товарищество", "корпоративный дух", правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии самосознания, формировании нравственных качеств (Н. Васильков, Е. Ельницкий, Я. Карась, Б. Ленский и др.)
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений школьников можно сделать вывод о том, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал
коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Одними из необходимых требований для этого являются гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

Процесс коммуникации, как и процесс общения, невозможен без заинтересованности в нем, без потребности человека в этих процессах. По своей природе эта потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке самого себя через других людей и с их помощью. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. Потребность в общении оформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому что
решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения – другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению (А.А. Брудный, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Г.И. Цукерман и др.).
Научить школьника психологически верно и ситуативно-обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала. Проблема снижения уровня коммуникативной культуры выпускников школ волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, писателей, психологов.

Многие учителя отмечают, что в наше время изменились и дети, и их родители, и отношение семьи к школе, снижается уровень коммуникативной культуры всех членов общества. Кроме того, наша эпоха полна противоречий :

1) стало больше возможностей для приятного времяпровождения, в то же время люди все чаще жалуются на скуку;

2) культура все больше внимания уделяет чувствам, в то же время мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью людей помочь окружающим;

3) появилось немало способов экономии времени, но времени нам не хватает;

4) в основном в процессе обучения передается прошлый опыт, а жить подросткам в настоящем и будущем;

5) успешное окончание школы не гарантирует успеха в жизни.

Изменения материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других средств массовой коммуникации (Internet, сотовая связь, телевидение и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитанкоммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.

Здоровье детей и подростков сегодня становится всё более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребёнка в школе. Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. Стоит заметить, что, определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Здесь теория «шести ключевых умений», по сути, согласуется с концепцией универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др., 2007). Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения.

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение: - слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает: - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничествас учителем и сверстниками – это: - определение цели и функций участников, способов взаимодействия; - планирование общих способов работы; - обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это: - уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; - адекватное межличностное восприятие; - готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это: - использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных со- ставляющих внутреннего мира; - речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь вы-ходит на уровень ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

В данном сообщении подробнее остановлюсь на младшем подростковом возрасте, а именно, на периоде адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Кто же такие пятиклассники?

Вчера они были детьми, ласковыми, покладистыми, доверчивыми. А сегодня даже родители их не узнают. «Переходный возраст», – понимающе говорят учителя.

Переходный он и есть переходный – тут всё не устоялось, всё в движении, развитии. Уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. Это возраст перехода от детства к зрелости, когда складываются устойчивые формы поведения, черты характера, когда рождается личность. Этот процесс будет долгим, продолжительным, возможно, и драматичным. Но пока, в 5-м классе, всё только начинается.

Психологи и педагоги, наблюдающие за подростками длительное время, отмечают ряд особенностей, присущих именно этому возрасту.

Прежде всего – отношение к учёбе. По мнению специалистов, учёба уже не является приоритетной деятельностью у младших подростков. Главным и определяющим для них является общение.

Подростков отличают повышенный интерес к соотношению сил в коллективе, стремление занять достойное положение в кругу сверстников, в семье. Они боятся оказаться в изоляции, боятся оказаться худшими, болезненно переживают неудачи. Активность подростка направлена не на процесс, а на результат деятельности, он всё старается сделать как можно лучше, добиться похвалы, признания.

У подростков появляется чувство взрослости и подчёркнутое стремление избавиться от всего детского. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям. Возраст для них уже не авторитет. Взрослых, в том числе педагогов, они начинают воспринимать критически. Особенно высока требовательность к соответствию между словом и делом.

В подростковом возрасте рождаются первые увлечения. Все, кто общался с подростками, обращают внимание на их ярко выраженную эмоциональность. Свои чувства они иногда проявляют бурно, даже аффективно. Их эмоциональность, неумение сдерживать себя часто приводят к конфликтам, в результате чего подросток может уйти в себя, замкнуться.

Переходный возраст насыщен противоречиями. Энергия подростков бьёт через край. Они готовы браться за всё и быстро теряют интерес к начатому. Бурная деятельность у них может смениться утомлением, пассивностью, равнодушием.

Они дерутся, ябедничают и в то же время мечтают о настоящей дружбе. В этом возрасте у ребёнка пробуждается самолюбие, осознание своего «я», появляются собственные взгляды. И в то же время подросток внушаем, ведом, легко попадает под чужое влияние, может получить опыт деструктивного поведения.

Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития, воспитания, образования, поступление в среднюю школу может явиться сложным испытанием, где младший подросток сталкивается с рядом проблем.

Можно выделить основные виды трудностей такого рода:

1. Проблемы во взаимоотношениях с учителями;

2. Коммуникативные трудности (связаны со сложностями привыкания к классному коллективу и своему положению в нём);

3. Трудности, связанные с изменениями в семейной обстановке и другие.

Хотя бы с одной из выделенных групп трудностей, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к новым условиям обучения, выбирает школьник. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми.

Подробнее хотелось бы остановиться на 2-ой группе трудностей. Сфера общения во многом определяет дальнейшее развитие человека и влияет на формирование личности, на отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Общение – это процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в кругу его общения существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Не всегда, а точнее сказать, очень редко детский коллектив обладает этими качествами. Поэтому роль взрослого, специалиста развивать коммуникативные умения и навыки детей, обучать их построению позитивных форм общения.

В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит, и, хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, занятий и в другие моменты, человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Поэтому, при работе с пятиклассниками я провожу цикл занятий, цель которых – помочь каждому участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

Основные задачи работы:

1. Снижение эмоционального напряжения;

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе;

3. Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

4. Развитие внутренней активности детей;

5. Формирование адекватной самооценки детей;

6. Расширение знаний участников о чувствах и эмоциях;

7. Развитие коммуникативных навыков: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы, дискуссии, тематические релаксации, ролевые игры, игры-драматизации, психогимнастические упражнения, эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие или уменьшение социальных страхов.

Занятия проводятся по принципу социально-психологичнского тренинга в помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность – один школьный урок. Периодичность – один раз в неделю. Состав группы – 10-12 человек. Перед проведением занятий должна быть проведена первичная диагностика детей, Каждому ребёнку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но всё больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Участники учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать.

Форма проведения достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Количество занятий и тематику можно менять в зависимости от конкретного класса и его проблем.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её несомненной доступности и эффективности для пятиклассников. Субъективная удовлетворённость процессом занятий изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить информацию о непосредственных впечатлениях участников. Получая обратную связь, после окончания занятий имеется возможность оценить итоги личностного роста каждого участника. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других людей и на окружающий мир, что способствует наиболее успешной их социализации.

Занятие по формированию коммуникативных навыков

«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Цель: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжела­тельность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма: групповая игра.

В игре принимают участие ученики 5 класса.

Оборудование:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

Оформление класса

На перемене перед игрой нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед игрой на доске записать положи­тельные человеческие качества.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие в страну сказок»

Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;

закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?

Образовательные задачи:

1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.

2. Совершенствовать знания геометрических фигур.

3. Закрепить знания цвета.

4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.

5. Закрепить ориентировку на листе бумаги

Развивающие задачи:

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца

Оборудование и материал:

  1. Плоскостные изображения сказочных героев.
  2. Плоскостные изображения конфет в количестве 7 шт., разного цвета.
  3. Плакат с изображением времени года - весна.
  4. Геометрические фигуры разного цвета.
  5. Набор цифр.

Ход занятия

  • Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну сказок, где живут сказочные герои. На каком транспорте можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы сегодня будем путешествовать, отгадайте загадку:

Железные избушки,

Прицеплены друг к дружке

Одна из них с трубою.

Ведёт всех за собою.

(Поезд)

Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.

  1. Игровое упражнение «Сосчитай»
  • Вот мы с вами приехали в страну сказок. В этой стране нас будут встречать сказочные герои. Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:

Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит,

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней

(Красная Шапочка)

А вот и сама Красная Шапочка

На доске выставляется картинка Красной Шапочки

Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)

Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.

Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)

Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?

Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.

Сколько всего конфет?(10 конфет)

Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)

Какая по счёту голубая конфета?

Какого цвета пятая конфета?

А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.

Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.

Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.

2. Работа с геометрическими фигурами.

На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:

Загадка:

Он не знает ничего.

Вы знаете его.

Мне ответьте без утайки.

Как зовут его?.. (Незнайка)

Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.

Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем Незнайке?

У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)

Почему он так называется? (Потому что у квадрата 4 угла)

А сколько сторон у квадрата? (4)

Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.

Дети, покажите, геометрическую фигуру - треугольник.

Сколько углов у треугольника? (3)

Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.

Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)

Какие стороны у прямоугольника равны? (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)

Дети показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)

Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну- ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Отдохнули, а теперь можно отправляться в следующую сказку.

Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать сказочного героя.

4. Игра «Отгадай загадки»

Загадка:

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спроса

Даже дырку на картине

Носом сделал… Буратино

Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.

Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.

Сколько хвостов у двух котов? (2)

Сколько спинок у трёх свинок? (3)

Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько носов у шести собак? (6)

Сколько рогов у двух быков? (4)

Молодцы, ребята. Буратино благодарит вас за помощь. Попрощаемся с Буратино и отправимся в следующую сказку.

5. Игра «Составь задачу»

Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.

Загадка:

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый … (Чебурашка)

Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки

Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.

Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенёк потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

Запиши решение этой задачи (4+1=5)

Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)

2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (Шесть кошечек)

Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)

(К пяти прибавить один получится шесть)

3. Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (Три щенка)

Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

4. Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (Пять поросёнка)

Составь решение задачи и прочитай (7 – 2 = 5)

Молодцы, ребята! Чебурашка говорит «спасибо» вам за помощь и предлагает отдохнуть.

6. Физкультминутка под музыку «Весна»

В какой же сказке мы теперь можем оказаться?

7. Игра «Рисуем солнышко»

Воспитатель загадывает загадку:

Загадка:

Толстяк живёт на крыше.

Летает всех он выше,

Если ляжешь рано спать

Ты с ним сможешь поиграть

Прилетит к тебе в твой сон

Живой, веселый …. (Карлсон)

Воспитатель выставляет на доске картинку Карлсона

Карлсон нарисовал для вас картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовал Карлсон? (Весну)

Правильно. Как называется первый месяц весны? (Март). А сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их. (Март, апрель, май)

Посмотрите на картину и скажите, что Карлсон нарисовал в центре картины? (Дерево)

Что нарисовано в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу нарисовано облако)

Кто нарисован в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу нарисован заяц)

Что нарисовано в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу нарисованы подснежники)

Как вы думаете, что забыл нарисовать Карлсон в левом верхнем углу картины? (В левом верхнем углу Карлсон забыл нарисовать солнышко)

Умение отгадывать загадки, используя алгоритм. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову. Упражнять в творческом составлении сказок. Активизировать мыслительную деятельность детей. , память, логическое мышление, творческое воображение. Развивать умение обосновывать ответы. Воспитывать доброжелательность, желание создавать что-то новое, умение оценивать занятие.

Предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.

Предварительная работа с детьми: проведение игр «Да-нетка», «Хорошо-плохо», «Противоречия», чтение сказок, проведение занятия по составлению сказки на новый лад.

Материал: иллюстрации к сказкам, изображение репки, конверт, листочки, деревья, тучи, солнце, дождик, карточки желтого и синего цвета.

Ход занятия

Ребята, скажите какая сейчас пора года? (Осень)

Правильно. А как вы думаете: осень это плохо или хорошо? (И хорошо и плохо).

А почему хорошо? (Много овощей и фруктов, красивая природа, деревья стоят золотые, можно бегать по листьям, они шуршат и т.д.)

А плохо почему? (Потому что часто идут дожди, грязь на улице, можно заболеть, короткие дни и т.д.)

Какой бывает дождь?

На что похож дождь?

Какой дождь летом?

Какой дождь осенью?

В это время раздается стук в дверь.

Ребята, что это? (Кто-то стучит)

А как вы думаете, кто это? (Ответы детей)

А как вы думаете, зачем он сюда пришел? (Ответы детей)

Сейчас посмотрим кто там. Нам пришло письмо. Добрый сказочник приглашает нас в гости в Город сказок. Хотите? (Да)

Ребята, а вы любите сказки? (Да)

Сейчас посмотрим. Чтобы узнать первую сказку, необходима ваша помощь. Я буду задавать вам вопросы, а вы - отвечать.

Игра «Да-нетка» картинка репки.

Это цветок?

Это животное?

Это овощ?

Это квадратное?

Это круглое?

Это красное?

Это желтое?

Это с хвостиком?

Это растет в земле?

Это репка?

Значит эта сказка «Репка». Она дарит вам солнышко.

Послушайте: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». Скажите, из какой сказки эти слова? (Машенька и медведь).

Скажите, а Маша в этой сказке хорошая или плохая? (Хорошая)

Почему? (потому что она помогала медведю)

А медведь, какой? (Плохой)

Почему? (Потому что он не пускал Машу домой)

Эта сказка дарит вам тучку.

Показываю иллюстрацию из сказки «Колобок»

А это из какой сказки? (Колобок)

Колобок в этой сказке какой? (Хороший).

Посмотрите на этих колобков и найдите нашего (показываю колобков с разным настроением)

Дети находят веселого колобка.

Вот это наш колобок.

Звучит музыка, дети отвлекаются. В это время воспитатель меняет изображение доброго колобка на злого.

Посмотрите, какой у нас веселый колобок. (Нет, он не веселый. Он злой).

Точно, что же случилось с нашим колобком. (Ответы)

Наверное, и сказка получится у нас сегодня злая. Давайте попробуем ее рассказать. Как она начинается? (Жили-были)

Жили-были дед и баба. Просит дед бабу: «Испеки мне колобок». Она говорит: «Муки нет». А он все равно свое. Решила бабка к соседке сходить. Попросила она муки. А соседка была злая и мука у нее тоже была… (злая). Принесла бабка муку домой, замесила тесто, испекла из нее колобок. Как вы думаете, какой получился колобок из злой муки? (Тоже злой).

Что же сделал этот колобок?

Он полежал-полежал, спрыгнул с окошка и покатился, а когда катился по огороду, то что сделал? (Потоптал рассаду, помял цветы, разогнал кур).

Катится он, катится, а на встречу ему кто? (Заяц)

Заяц хороший, он добрый, вежливый. Что он говорит? (Колобок, колобок, спой мне свою песенку)

А что отвечает колобок? (Убирайся с дороги, а то я тебя съем).

Испугался зайчик и убежал. Кого потом встретил зайка? (Волка)

О чем говорил волк? (Я тебя съем).

Верно. Но наш колобок злой, поэтому, что он сказал? (Как наскачу на тебя, разорву и проглочу).

Медведь был добрый, гулял по лесу. Что он сказал? (Здравствуй колобок. Как дела?)

А колобок ему (Уходи, а сейчас разорву)

Затем встретил колобок кого? (Лису)

Лиса какая? (Хитрая). Пусть она будет плохая. Что она сказала? (Колобок, я тебя съем)

А колобок ей (Только попробуй, я сам тебя съем. Ну-ка песенку мне сама спой).

И запела лисичка: (Я лисичка-сестричка и умна, и хитра. Всех съем)

Что же теперь им делать? Они же сейчас подерутся? (Ответы)

Нам нужно что-нибудь придумать, чтобы они стали добрыми. Может пусть кто-нибудь появится? (Добрый волшебник).

Верно. И что он сделал? (Угостил их чем-то или пошел добрый дождь и они слали добрыми).

Давайте закроем глазки и представим, как это было.

В это время воспитатель меняет плохого колобка на доброго.

Посмотрите, вот вернулся наш веселый и добрый колобок. А главное, что мы смогли придумать сами сказку.

За это вам сказочник дарит дождик, листья и деревья.

Что же нам подарили? (Осень).

А сейчас у вас лежат карточки синего и желтого цвета. Если вам понравилось занятие, то поднимите желтую карточку, а если нет - то синюю.

Конспект занятия по формированию творческой активности детей подготовила Е. Ланевская