Развод по-таджикски. Экзотика не для слабонервных. Почему в таджикистане косо смотрят на разведенных девушек "Муж оставил замерзать в лесу босой"

ДУШАНБЕ, 12 окт - Sputnik. Более 12% или 9 тысяч браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика.

После распада брака в минусе чаще всего остается именно бывшая жена, ведь общество отныне считает таких женщин "второсортными".

На этот счет есть даже популярная пословица: "Курбокка шуй дорад, ба худ обруй дорад" (Даже лягушка замужем пользуется уважением).

"Даже Бог не захотел меня забрать"

Шабнам отдали замуж родители, когда ей было 18 лет. В браке она прожила 5 лет, стойко выдерживая издевательства со стороны свекрови и избиения до полусмерти мужем.

"Я была студенткой, училась в факультете МО в университете. Не всегда успевала убрать большой дом, приготовить еду на семью из 12 человек. Свекровь каждый день меня "пилила" из-за этого и устраивала большие скандалы. Муж периодически избивал - сломал мне руку, нос, ребро. Я молчала, потому как меня учили не выносить сор из избы", - вспоминает женщина.

Она надеялась, что жизнь наладится, но все вышло иначе. В отчий дом она вернулась с 3 летней дочерью на руках и будучи беременной сыном.

"Меня беременную вторым ребенком выгнали в час ночи из дома, просто выставили за дверь. Мобильника у меня не было, и я постучалась к соседке, чтобы позвонить от нее отцу. Он приехал и забрал меня", - опускает она голову.

Вскоре Шабнам родила сына. Атмосфера в родительском доме тоже была непростой - живут небогато, семья большая, к тому же, помимо нее, есть еще брат с женой и тремя детьми.

"С тех пор как я осталась одна, отец со мной толком не общается. Говорит, что долг невесты - служить семье, а раз меня выгнали, значит, служанка из меня так себе", - объясняет разведенная женщина.

Так, в 23 совсем молодая девушка оказалась никому не нужна. Доведенная до отчаяния, она перестала даже хотеть жить.

"Когда сыну было 3 месяца, я чуть не сотворила глупость. Я настолько от всего устала, что мне захотелось уйти. Спустилась в аптеку, купила 3 пачки димедрола. Выпила все и легла спать в надежде, что утром не проснусь. Чувствовала, как немеет язык, все плывет. А утром проснулась, будто меня снова побили", - говорит она.

По ее словам, в тот момент к ней пришло осознание того, какой грех она могла совершить.

"Ведь мои детки, кроме меня, никому не нужны", - объясняет Шабнам.

Девушка собралась с силами и пошла на краткосрочные курсы шитья. Сейчас принимает заказы на пошив национальных таджикских платьев, неплохо зарабатывает и копит деньги на собственное жилье.

Шабнам перестала ходить в гости к родственникам и соседям, поскольку ее смущают нескончаемые вопросы о причине ее развода с мужем.

"Муж оставил замерзать в лесу босой"

Мадина вышла замуж по любви, первое время она была очень счастлива в браке. У супругов родились двое детей. Пара снимала квартиру в Душанбе. Она, получив высшее образование, осталась работать в университете. Он занимался бизнесом.

"Постепенно муж стал меняться, выходить из себя, поднимать на меня руку при детях. Позже я узнала, что он стал проигрывать заработанные деньги в букмекерских конторах. Он уговорил меня взять кредит в банке на 3 тысячи долларов и стать поручителем. Мы решили, что он уедет в Москву и будет отправлять деньги на погашение долга", - рассказывает она.

Первые три месяца Мадина в срок получала от мужа денежные переводы. После он перестал выходить на связь. От общих друзей девушка узнала, что в Москве ее муж женился еще раз. Записав адреса его места работы и квартиры, она отправилась на его поиски.

"Тогда я уже твердо решила, что разведусь с ним, но вначале надо было погасить кредит, одна бы я не справилась. Детей оставила маме и поехала. Было очень страшно, боялась потеряться в большом городе. Когда пришла к нему на работу, он онемел, увидев меня. Высказала ему все, что думаю о нем, и заявила, что не вернусь, пока он не отдаст долги", - вспоминает Мадина.

В Москве она застряла почти на год, каждый месяц со скандалом выбивала у мужа деньги. Сама тоже работала, зарплату до последней копейки высылала маме в Таджикистан. По возвращению хотела купить квартиру.

"Все это время он меня избивал, но я терпела, так как другого выхода не было. Однажды он отвез меня в лес, побил так, что на мне живого места не осталось. Снял верхнюю одежду, обувь, носки и оставил умирать в снегу. Добралась до дома на попутках. Попала в больницу с воспалением легких. Врач уговаривал меня написать заявление в милицию, но я отказалась", - грустно улыбается она.

Вернувшись в Душанбе, девушка подала на развод, сменила номера, вложилась в новостройку. С тех пор прошло два года. Мадина переехала в новый дом, а бывший муж так и не появился. Сейчас она вспоминает о нем с содроганием, а о повторном замужестве даже и не думает.

"На мнение людей мне уже наплевать. Знаю, что в Таджикистане разведенку сравнивают с девушкой легкого поведения, даже если ты святая. Каждый лысый, хромой и косой считает долгом предложить быть второй женой. Я их отсылаю далеко за магнитиками. Главное, меня поддерживают мои родные, они знают через что я прошла", - говорит Мадина.

"Меня морили голодом и не пускали на улицу"

Маниже пару подобрали родители. Жених был красивый, этого ей в 19 лет было вполне достаточно.

"Свели нас с мужем родители - видный жених, обеспеченная семья. Свадьбу сыграли быстро, гуляли несколько дней. Подружки мне завидовали, родственники поздравляли. Вот только после торжества мужа как будто подменили", - вздыхает она.

Как и полагается в таджикской семье, на молодую жену повесили все домашние обязанности. Невестка исправно убиралась в доме, готовила еду и молча терпела нападки со стороны сестер и матери мужа. Однако любви взамен не получала.

"Когда он уходил на работу, для меня начинался ад. Меня толкали, чтобы я побольнее ударилась об угол шкафа, обзывали самыми обидными словами. Не давали ни минуты присесть, даже когда я была на последнем месяце беременности. А потом вечером возвращался муж и избивал меня, обвиняя в якобы изменах и неуважительном отношении. Я молча все переносила, не хотела, чтобы кто-то узнал", - вздыхает она.

Так продолжалось из года в год. Не помогло ни рождение сына, ни полное прекращение общения с подругами и семьей.

"Стало доходить до того, что меня морили голодом, не пускали на улицу даже в магазин или на рынок. Каждый день был хуже другого. Когда поняла, что либо убью себя, либо его, я взяла детей, украла ключи и сбежала с рассветом из дома. В сумке у меня был только паспорт и немного денег", - рассказывает Манижа.

Подала на развод сама. Несмотря на всю тяжесть положения, родители дочь домой не пустили - навела позор на всю семью. Пришлось снимать квартиру. Спешно устраиваться на работу кем угодно, хоть полы мыть, лишь бы прокормить двоих детей и не остаться на улице.

"Таких женщин, как я, обычно родители обратно домой не пускают. Они боятся сплетен соседей, родственников и знакомых. Они предпочитают, чтобы я скиталась по съемным квартирам с детьми, лишь бы скрыть от других, что я разведена", - объясняет она.

Прошло 5 лет. Манижа смогла оправиться от пережитого, но все еще боится встретить на улице бывшего мужа или его родственников, мечтает переехать в другой город, а о личной жизни даже не думает.

"Разведена с двумя детьми - это как приговор или клеймо. О себе, мечтах, желаниях, нормальной жизни можно забыть. Я бы с удовольствием уехала в Москву, начала бы с чистого листа, но боюсь, что без образования не найду работу", - говорит она.

Разводы в Таджикистане

Более 12% браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика. В 2017-м на 72,4 тысячи браков пришлось 8,8 тысячи разводов. В 2016-м цифры примерно те же: по официальной статистике на 78,6 тысячи браков - 10 тысяч разводов.

Напомним, Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана опубликовал на сайте данные МВД, согласно которым в 2017-м в Таджикистане было официально зафиксировано 1 489 случаев домашнего насилия. Данные говорят о снижении тенденции, так как годом ранее было обнаружено на 1 134 случая больше.

Следует отметить, что в 2017-м 497 женщин в Таджикистане совершили самоубийство. Главными причинами женского суицида являются психологическое состояние и проблемы в семье, подчеркнула Идигул Косимзода, председатель Комитета по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана.

3 ..

ГЛАВА 4.

ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА В ЗАКОНЕ ТАДЖИКИСТАНА

Статья 16. Основание прекращения брака

1. Брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения (развода) по заявлению одного или обоих супругов, опекуна супруга, признанного судом недееспособным, а также прокурора.

Статья 17. Ограничения права на предъявление мужем требования о

расторжении брака

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело в суде о расторжении брака во время беременности жены и в течение полутора лет после рождения ребенка.

Статья 18. Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния в порядке, определенном Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния". а в случаях, предусмотренных статьями 21-24 настоящего Кодекса, в судебном порядке(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

Статья 19. исключена (в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183)

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака, в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплата средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, и в случаях, предусмотренных Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния" рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

Статья 21. Расторжение брака в суде

1. Брак расторгается в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Таджикистан "О государственной регистрации актов гражданского состояния", или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака(в редакции Закона РТ от29.04.2006г.№183).

2. Брак расторгается в судебном порядке также в случаях, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление или не желает явиться для регистрации развода и другое).

Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

1. При рассмотрении дел о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд принимает меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

2. Брак расторгается если судом, будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, а меры по примирению супругов оказались безрезультатными.

3. Если судом будет отказано в иске о разводе, супругам предоставляется право вновь обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении брака после истечения трех месяцев со дня отказа в иске.

Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака

1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в части второй статьи 21 настоящего Кодекса, суд вправе расторгнуть брак.

2. Расторжение брака производится в течение месячного срока с момента подачи супругами заявления о расторжении брака.

Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака

1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на утверждение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты и размере средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств, либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае отсутствия соглашения между супругами по вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, а также если будет установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей;

По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

Статья 25. Момент прекращения брака при разводе

1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается с момента государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде со дня вступления решения суда в законную силу(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183)

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Развод имеет правовое значение для третьих лиц с момента его регистрации(в редакции Закона РТ от 29.04.2006г.№183).

РАЗВОД ПО СМС

Согласно некоторым толкованиям шариата, если мужчина трижды произнесет слово «талак», то это означает, что он развелся с женой и является свободным мужчиной. Именно таким способом мужчины Таджикистана, которые находятся на заработках в других странах, преимущественно в России, умудряются разводиться со своими женами. Некоторые сообщают о своем уходе из семьи, трижды написав короткое СМС-сообщение со словом «талак».

Розия – одна из таджикских женщин, получившая СМС-развод от своего мужа, находящегося на заработках в России. Она его больше не видела, не знает, что с ним и как добиться теперь от сбежавшего мужа алиментов, пишет Таджикская редакция РСЕ/РС .

Суд, куда она обратилась c иском, вот уже два год никак не может рассмотреть ее заявление. Согласно действующему в Таджикистане законодательству, без присутствия ответчика, то есть мужа, заявление истца не рассматривается.

Сама Розия работает в ресторане города Куляб, у нее несовершеннолетние дети, а от бывшего мужа никаких вестей. По словам Розии, «муж проживает где-то в России».

«Да мы махнули рукой на это дело. В Таджикистан он не приедет, чтобы суд мог определить сумму алиментов. Дети так и так вырастут, поскольку Аллах любыми путями каждому посылает его долю. С голода мои дети не помрут, но если бы еще отец помогал им, их детство было бы намного счастливее. Бог ему судья, я перестала бегать по судам», – говорит Розия.

ПОСОБИЕ ДО ПРИЕЗДА ПАПЫ

История Розии далеко не единственная в Таджикистане. За 11 месяцев 2010 года в общественную организацию «Шохрванд», по словам ее руководителя Додарбека Сайдалиева, обратились сотни женщин, желающих добиться выплаты алиментов от мужей, находящихся на заработках в России.

Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение.


«Женщины спрашивают нас, что нам делать? «Наши мужья в России, мы обращаемся в суд, а нам объясняют, что они ведь не убийцы, чтобы их насильно возвратить из России в Таджикистан», – говорит Додарбек Сайдалиев.

Гулчехра Муродова, сотрудник организации «Шохрванд», в свою очередь говорит, что многие брошенные таджикскими мужчинами семьи нуждаются в серьезной финансовой помощи, и призывает законодательные органы как-то решить эту проблему.

Между тем законом Таджикистана предусмотрено, что суд наделен правом обязать органы социальной опеки выплачивать детям, брошенным вторым родителем, денежное пособие. До того момента, пока родитель не вернется в родной дом. Однако, как сообщил радио Озоди заведующий канцелярским отделом таджикского города Куляб Фуркат Рахматуллоев, из-за «непрозрачной» деятельности трудовых мигрантов суд ни разу не воспользовался этим законом.

«Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение», – говорит Фуркат Рахматуллоев.

При этом он отмечает, что количество женщин, обращающихся к властям с жалобой на бросивших мужей, с каждым годом увеличивается.

«ТАЛАК - ХУДШИЙ ХАЛЯЛЬ»

В комитете по делам религии при правительстве Таджикистана по-своему реагируют на сложившуюся ситуацию с телефонными разводами. Его председатель Абдурахим Холиков назвал подобное расторжение брака противоречащим не только светским законам, но и законам шариата. Этот вопрос уже поднят на Совете улемов Таджикистана, и, по его словам, должно быть принято соответствующее решение по нему.

Развод (талак) является самым худшим халялем, считает ректор Исламского института Таджикистана Умарали Назаров.

«Я считаю, что женщина-мать – это святое и она заслуживает уважения. Семьи не должны распадаться, однако если возникла необходимость в разводе, то наши мужчины должны отнестись с уважением к женщине и должным образом сообщить о своем решении в присутствии своей жены», – говорит Умарали Назаров агентству «Татар-информ».

БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В РОССИИ

Согласно официальным данным, из Таджикистана выехало на заработки в 2010 году 800 тысяч мужчин. В отчете Международной организации по миграции (МОМ) говорится, что одна треть мужчин, работающих за границей, не возвращается на родину, в Таджикистан, сообщает информационное агентство «Фергана» .

В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок.


Руководитель организации «Перспектива Плюс» Ойнихол Бобоназарова сообщила агентству «Фергана», что, согласно некоторым оценкам, в России ежегодно заключают браки 12 тысяч таджикских мужчин.

«В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок», – говорит Ойнихол Бобоназарова.

Что касается российских ЗАГСов, требующих справки о том, не состоит ли мужчина в браке с другой женщиной, то в условиях коррумпированной системы Таджикистана такую справку нетрудно достать, говорит Ойнихол Бобоназарова. Некоторые русские девушки, утверждает она, зная об обычаях в этой южной стране, требуют от своих избранников отправить прежним женам СМС-сообщение с трижды повторенным словом «талак».

Эксперт Центра стратегических исследований в Душанбе Фируз Саидов говорит, что порядка 70 процентов таджикских мигрантов все же возвращаются к своим семьям.

После окончания гражданской войны, в Таджикистане, неожиданно для многих появилось такое явление, как многоженство, масштабы его пока не очень велики, да и уголовная статья в республике не отменена, но порой, для создания полигамной семьи, есть экономические основания.
А недавно, среди выпускниц таджикских школ, провели опрос, основная мысль которого была сформулирована так: «Согласны ли вы стать второй, или третьей женой?» И почти все школьницы ответили утвердительно.
Профессор из Душанбе - Зарина Диноршоева бьёт тревогу, заявляя, что положение ненормально, что нищета в республике не позволяет нормально существовать обычным-то семьям, не говоря уж о том, что нет никаких объективных предпосылок для существования полигамных.
Однако в Таджикистане практически атрофировано женское образование, даже и в школу-то ходят далеко не все девочки, а в ВУЗе учится ничтожное количество девушек, почти каждая рассчитывает выйти замуж и растить детей, однако даже тем, кому удаётся это сделать, нельзя быть спокойной за своё будущее и рассчитывать, что пускай и в шалаше, но с милым будет-таки рай, или хотя бы жизнь впроголодь, ведь большая часть таджикских мужчин вынуждены выезжать на работу в Россию, а выехав, они очень-очень хотят остаться в России, и самый верный способ это сделать - жениться на россиянке. И, надо сказать, что это им иногда удаётся.
А когда мечта закрепиться в России сбывается, тогда наступает момент экстремального развода, о котором Зарина Диноршоева говорит с ужасом: «В последнее время, разводятся уже поразительными способами. По телефону произносят трижды "талок", то есть развод, а иногда просто отправляют смс-сообщение».

Таджики, которых мы уже привыкли видеть на наших улицах, выглядят сейчас очень по-разному, некоторые бывают и статными красавцами-горцами, но часто встречаются и те, кому повезло повзрослеть уже в новые времена, и испытать на себе все их прелести, а режим питания-то, в бедствующей республике, сделался в это время чрезвычайно скудным и ущербным, количество белка, жиров и витаминов, потребляемых таджикскими детьми, упало до самых неприличных величин, вот потому и заметен среди нынешних гастарбайтеров недостаток роста, а то и рахитичность.
Но есть и такие, кому повезло всего этого избежать, кто вырос-таки статным горцем, и шансов пленить сердце российской невесты у него немножко больше, особенно если по-русски он умеет изъясняться.

А теперь представьте себе, что вы - молодая таджикская жена, ещё недавно очень радовавшаяся тому, что отхватила хорошего жениха, вот сидите вы, ждёте мужа с заработков, беременная четвёртным ребенком, но вдруг соседи, у которых есть сотовый телефон, срочно зовут вас на переговоры, а из трубки вы слышите голос благоверного, произносящего троекратное: «талок», а потом гудки…
Сюжет - не для слабонервных. Пожалуй, можно было бы снять неплохой фильм ужасов.
Счастливчику-мужу, сумевшему-таки поджениться в Москве, или Саратове, от бывшей жены больше ничего не надо, ведь никакие таджикские бумаги никому не нужны, в России он получит новый паспорт и новые документы, а старые корочки просто выбросит.
И тем таджичкам, мужья которых, почти не говорят по-русски, непрезентабельно выглядят, недокормлены с детства и рахитичны, быть может повезёт больше, ведь они хотя и меньше заработают, без знания языка, зато вернутся домой, на радость истосковавшейся семье.

Половина всех мужчин республики всегда отсутствует, и не известно когда вернётся, да и вернётся ли вообще. Стоит ли потом удивляться, что молоденькие девочки допускают возможность стать второй, иль третьей женой.
Хотя, чего произойдёт, если троеженец обзаведётся новой женой в России, а прежних бортанёт, сообщив об этом по телефону - об этом страшно и подумать.
И всё это счастье принесла таджикским женщинам «независимость». И хотя на референдуме по сохранению Союза ССР, в Таджикистане была рекордная явка, и более девяносто шести процентов проголосовали за Союз, но что было потом - всем известно. Горбачёв и Ельцин развалили страну политически, а Гайдар добил её экономически. Причем, именно Гайдар окончательно выпихнул среднеазиатские территории из рублёвой зоны, он, будто самый лютый враг, старался раздробить то единство, которое, пожалуй, ещё сохраняло остатки иммунитета к разобщению и не хотело дробиться, но он выпихнул все среднеазиатские республики из общего экономического пространства, постарался разорвать все связи промышленной кооперации, и бросил на произвол судьбы вопрос валютного регулирования в этих регионах. Даже МВФ советовало пока не трогать проблему рублевого валютного союза, продолжающего существовать, да и «суверенные» власти республик тогда хотели остаться в рублевой зоне, но Гайдар, получавший, четкие инструкции американцев, которые напихали сейчас военных баз в регион, делал всё так, чтоб Россия потеряла Среднюю Азию, а та потеряла Россию, да и нормальную жизнь заодно, экономику и хозяйство. И если в Казахстане и Туркмении ещё так-сяк, экономика, спустя десять лет, кое-как оклемалась за счет разведанных, в советское время, природных ресурсов, то в остальных республиках положение весьма кислое, и в Таджикистане особенно.
Таджикистан даже кормовым зерном себя не обеспечивает, что объясняется и его природными условиями, но в большей степени бездарной политикой нынешней власти, которая спокойно глядела на бушевавшую, недавно, гражданскую войну, а нынче спокойно глядит на то положение, которое многие называют кошмарным.
Но самое забавное в том, что таджикский «президент» и главы его ведомств рассуждают-таки о независимости и суверенитете. И недавно, когда Путин решил поднять вопрос о возвращении российских пограничников на таджико-афганский рубеж, (дырявый и полупрозрачный, не оснащенный ничем, кроме полуграмотных жителей соседних аулов, да престарелых овчарок), верней не сам Путин стал предлагать новое сотрудничество, а дипломаты, по его поручению, подняли вопрос о возвращении российских военных, о возобновлении сотрудничества в экономике, и о прочей «российской экспансии», то местные-то владыки очень даже визгливо разразились откликами в прессе (хотя в самих беседах-то с российскими дипломатами, всё больше, помалкивали), но таджикские газеты запестрели заметками с их интервью, где они рассуждали о том, что суверенитет им дороже жизни, и покуситься на него они не дадут, тем более «имперской России». Кстати сказать, мнение американского посла очень учитывалось в данной связи, ведь у Америки здесь «национальные интересы», впрочем как и везде.
А пару месяцев назад один из депутатов российской Госдумы не выдержал, да и заявил, что раз наблюдается такое упорство, со стороны таджикской власти, то надо установить визовый режим с Таджикистаном и границу закрыть, пускай заботятся о своих гражданах сами. Вот тут уж визг «таджикских политиков» усилился до самых отчаянных децибел, однако большинство сих «политиков» заключили, что лучше согласиться на визовый режим, чем уступить России в вопросе «экспансии».
Я уже писал о том, что сопротивление возвращению российских погранцов связано с интересами таджикской наркомафии, что есть много подводных камней, которые обусловливают столь «неуступчивую» позицию таджикских властей, всё это не делает чести душанбинским политикам, зато способно было бы дать сюжет для комедии абсурда, с элементами фильма ужасов.
Таджикская власть решительно не желает думать о том, чем накормить и во что одеть своё население, не собирается обеспечивать его работой, и даже не допускает мысли, что половина населения перестанет находиться в России на работах, что придётся что-то решать и что-то делать у себя в республике. И если неудобство, нам россиянам, от гастарбайтеров - тема сложная, ведь они, всё ж таки, работают здесь, то беды России от наркотрафика - тема однозначная, ведь эта гадость губит нашу молодежь.
Но таджикские власти не жалеют обо всем этом знать, им это не нужно, не любопытна им судьба женщин, с которыми разводятся по телефону мужья, навсегда оставляя в кошмарной нищете, не тревожит судьба наркоманов, судьба рахитичных детей, которым банально нечего жрать, не интересно и не любопытно это кабинету министров в Душанбе, тем более у этих министров занятие есть - они рассуждают о суверенитете, независимости и угрозах российской экспансии, и, на всякий случай, спешат окончательно искоренить русскоязычное образование, отчего бедняги-гастарбайтеры вынуждены находиться в ещё более тяжелом положении, не владея русским.
Этим «политикам» не страшно, ведь американский посол благословил, им никто не скажет трижды «талок», не вышвырнет из жизни на обочину нищеты, они уверены, что всегда будут купаться в богатстве, покрывая наркодельцов и отплясывая перед американцами.
А хотя, у таджикского президента, два раза в год, бывает ещё два занятия - он выпрашивает кредиты у России, прибывая в Москву, или в Сочи, а потом выпрашивает списание прежних долгов, прибывая второй раз. И Путин даёт эти кредиты и списывает долги, ведь если бы он не дал этих денег, то «суверенной» республике даже второсортное зерно купить не на что будет.

И отчего-то думается, что на том свете, соберётся, со временем, огромная толпа таджикских женщин, которым пришлось однажды услышать троекратный «талок», которым пришлось выживать в условиях «независимости» и видеть всё это скотство, и никакого Страшного суда над Горбачёвым, Ельциным, Гайдаром и Рахмоновым не будет, а отдадут их, голубчиков, этой толпе женщин. И никто не позавидует Гайдару, и никто не захочет оказаться на месте Рахмонова, иль Горбачёва, не говоря уж о Ельцине. Разъярённая толпа женщин будет дубасить их, вымещая всю нерастраченную страсть, бить что есть силы, и разумеется, запрещенных ударов не будет, все будут разрешены, удары будут сопровождаться самыми смачными ругательствами и плевками. И ни один чёрт не возьмётся разнимать, никто не решится отогнать этих женщин от тех тел, которые станут постепенно превращаться в куски мяса, бездушные, бессмысленные и никчёмные. И даже если потом эти голубчики о оклемаются, то ничего хорошее их ждать не будет.

P.S. Пожалуй добавлю-ка я кое-что, конкретизирую и объясню - зачем я рассуждаю обо всём этом, то и дело, почему меня интересует это?
Ответ прост: Мне нужна империя, а таджикам нужна нормальная жизнь, которую может дать империя, наши интересы совпадают. Расходятся мои интересы лишь с позицией американцев и корыстью нынешней власти в Душанбе.
Я хочу, разумеется, и восстановления гордых позиций моей Родины, увеличение носителей русского языка, но ещё больше мне хотелось бы, чтоб вернувшись, империя обеспечила нормальную жизнь в самой Средней Азии, обеспечила занятость там, чтоб не было излишнего потока мигрантов сюда, и, что важнее всего, вновь взяла бы под контроль ту территоию, котрую наши противники назвают "подбрюшьем России", которая является сейчас головной болью и поставщиком наркотиков в Россию.
Да, мне нужна империя, но и таджикскому населению она нужна не меньше.

Все большее число таджикских замужних женщин лишаются свои имущественных прав, особенно если их брак не был официально зарегистрирован.

Корреспонденты IWPR провели опрос среди таджикских замужних женщин, чей брак был зарегистрирован официально и чей брак был заключен только согласно религиозным канонам, и обнаружили особый тип дискриминации, возникающий у разводящихся пар при разделении совместно нажитого имущества.

Согласно светскому законодательству Таджикистана, женщины обладают равными с мужчинами имущественными правами и в случае развода имеют право на половину от совместного имущества.

Однако эти права часто нарушаются родственниками мужей этих женщин, многие из которых не имеют достаточного образования и поэтому не осведомлены о своем юридическом статусе или не имеют достаточных средств, чтобы нанять себе адвоката.

После развода или смерти мужа женщины обычно лишаются своего имущества и крыши над головой. Согласно традиции, молодая жена должна жить со своим мужем или его родственниками.

В таких случаях женщины имеют право подать заявление в суд, но даже, несмотря на это, многие этим правом попросту не пользуются.

Положение большинства таджикских женщин в юридическом аспекте очень сложное. Особенно тяжела данная ситуация для женщин, проживающих в сельской местности, которые обычно выходят замуж без официальной регистрации брака, ограничившись мусульманской свадебной церемонией под названием «никох».

Согласно официальной статистике, несмотря на растущее количество свадеб, число официально зарегистрированных браков в Таджикистане упало на 60 процентов по сравнению с 1991 годом.

При отсутствии официальной регистрации брака по закону такой брак является недействительным, как и любые имущественные претензии, возникающие в его рамках. Поскольку с точки зрения закона такой брак никогда не существовал, его расторжение является очень простым делом. Согласно исламскому закону, мужчина может просто три раза произнести арабское слово «талак», что означает «ты разведена». В Таджикистане часто вместо повторения этого слова три раза ограничиваются фразой «се талак» - «три талака».

По словам юриста Елены Камаловой, неофициальные браки создают множество проблем как для самих женщин, так и для их детей.

«На практике это означает, что жена не может прописаться по месту жительства мужа, не может иметь общее, совместно нажитое имущество, то есть фактически может, но по закону такое имущество не будет считаться таковым», - говорит она.

Дети, родившиеся в таком браке, без согласия отца не могут быть зарегистрированы на его имя и в случае развода не имеют какого-либо юридического статуса. Женщины же в этой ситуации не имеют права требовать алименты.

«Эти легкомысленные браки, к сожалению, имеют плачевные последствия, - говорит эксперт по защите гендерных прав, - когда женщины и ее дети часто оказываются у разбитого корыта».

Тенденция заключения религиозных браков без официальной регистрации появилась после развала Советского Союза, когда таджикское общество вернулось к традиционной практике, наряду со снижением влияния государственных институтов и общественных услуг, которые они оказывали.

Все большее число женщин, живущих за чертой бедности, имеют ограниченный доступ к образованию и испытывают трудности при поиске работы.

Женщины оказываются в трудной ситуации - между давлением общества, согласно которому они должны содержать дом и смотреть за детьми, с одной стороны, и необходимостью заработка денег, как ее вклада в общий доход семьи, с другой. Невесткам, в особенности молодым, приходится быть служанкой в доме своего мужа и выполнять всю черную работу. В то время как свекровь контролирует всю их жизнь.

«Не секрет, что сейчас условия поменялись, и практически каждая женщина вовлечена в общественный труд вне дома», - сказала IWPR эксперт по защите гендерных прав, пожелавшая остаться неизвестной.

«Дома же она занимается хозяйством, заботится о больных, пожилых членах семьи, воспитывает детей. Но много ли мы знаем женщин, имеющих собственные дома, дачные, земельные участки, машины? В основном все это имущество оформлено на имя мужа», - говорит эксперт.

В таджикском обществе, где большинство населения исповедует ислам, происходит постепенный возврат к полигамии. Частично это вызвано социальными потрясениями, являющимися последствиями гражданской войной, и экономическим спадом в годы независимости, который не оставил женщинам практически никакого выбора.

В связи с тем, что официально полигамия находится вне закона, вторые и третьи жены неминуемо становятся «неофициальными».

Теоретически, духовные лица, совершающие обряд «никох», должны потребовать от мужчины, чтобы тот предъявил выданное в ЗАГСе свидетельство о браке. Однако многие не соблюдают это правило, так как, по их мнению, божественное благословление имеет для многих людей гораздо большее значение, чем официальная регистрация.

«Любой мусульманин, желающий жениться, может поехать в любой регион, кишлак, заплатить мулле и совершить обряд “никох”, – говорит политолог Рахмон Ульмасов. - Мулла никогда не спросит, женат ли он, имеет ли детей, сможет ли он обеспечивать первую и вторую семью материально».

Эксперт по защите гендерных прав полагает, что часто мулла проводит свадебную церемонию, не задавая лишних вопросов, так как плата за обряд является для него важным источником дохода.

Лола Джалилова, соцработник по защите прав женщин НПО «Дилафруз» из города Курган-Тюбе на юге Таджикистана, говорит, что ей часто приходилось быть свидетелем страданий молодых женщин.

Одной из таких женщин была Садбарг, обратившаяся в группу за помощью после того, как муж выгнал ее из дома после пяти лет официального брака.

Их совместная жизнь начала рушиться с приездом в дом сестры ее мужа Исмата. Семья Исмата, и в особенности свекровь, начала обвинять Садбарг в измене, что является позором в селах Таджикистана.

«Свекровь и ее дочь соревновались, изощряясь в клевете... Один свекор был на моей стороне, украдкой успокаивал меня», - вспоминает Садбарг.

Родственники вынудили Исмата запереть жену дома, предупредив ее: «Только попробуй выйти из комнаты в течение 6 месяцев, тебе «се талок».

Женщина продолжает: «Я покорилась ради детей, ради того, чтобы сберечь брак, я 6 месяцев не выходила из комнаты. Там я готовила пищу, стирала одежду, но ни разу не выходила, не видела ни солнца, ни звезд, ни воздуха, ни родных, ни соседей, ни музыки, ни доброго слова…. Этим я стремилась доказать: я чиста».

Однако это заточение не принесло покой в ее семью - родственники мужа продолжали настаивать на том, чтобы Исмат выгнал Садбарг из дома. «В конце концов, муж не выдержал напора и сдался: “Убирайся прочь из моего дома”. И выгнал меня с ребенком на руках, - говорит женщина. - Теперь я живу у родителей, но не намерена больше молчать. Я не рабыня! И в суде буду отстаивать свое право быть чистой перед людьми».

НПО «Дилафруз» оказала поддержку Садбарг в суде, где она отстояла свое честное имя. Суд также вынес постановление о вселении ее в дом мужа.

Однако Садбарг не смогла сделать этого, так как в зале суда ее муж Исмат сказал ей «се талок», таким образом, де-факто разведясь со своей женой.

ПРИТЕСНЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОДСТВЕННИКОВ

Сабохат, женщина из села в окрестностях Душанбе, была замужем официально, однако, это не остановило родственников ее мужа от вмешательства в ее семью. 15-летний брак Сабохат был разрушен с приездом сестры ее мужа.

Когда жизнь под одной крышей стала невозможна, муж Сабохат, Нурулло, под давлением родственников подал на развод.

Сабохат не смогла вернуться домой к своим родителям, где жили ее братья, уже обзаведшиеся своими семьями. Она нашла временное прибежище в детском саду. Ее муж никак не поддерживал ее финансово. Прошлым летом женщина подала в суд, который вынес решение в ее пользу.

Как и в ситуации с Садбарг, муж Сабохат объявил ей развод, сказав слово «талак». Но даже в этом случае судьи обязали его предоставить бывшей жене место для проживания в его доме плюс алименты. Однако Сабохат не захотела возвращаться в дом своего мужа.

В похожую ситуацию попала Мутабар, мать троих детей, прожившая в браке со своим мужем 18 лет. Тем не менее, ее муж развелся с ней без ее согласия.

Муж Мутабар, военнослужащий Минобороны уехал из их дома в Вахдатском районе на востоке от Душанбе в долгосрочную командировку. После этих трех месяцев он позвонил своей жене и сказал, что он с ней разводится.
Каким-то образом он сумел убедить сотрудников ЗАГСа юридически оформить свой развод. Это может быть сделано только при помощи связей и взятки, так как в соответствии с таджикским законодательством для развода необходимо присутствие и согласие обеих сторон.

Но затем муж Мутабар заявил ей, что он не разводится с ней, как это принято с точки зрения общества – сказав слово «талак».

«Я не выгоняю тебя, у нас трое детей, - по словам Мутабар, заявил он. - Но я собираюсь привести в дом вторую жену. У нас достаточно места для всех».

Мутабар обратилась в суд, чтобы опротестовать развод. Но к ее удивлению, судья вынес решение о том, что свидетельство о разводе, предоставленное Исматом, было действительным. Тогда Мутабар подала в суд на раздел их совместного имущества, которое включало их трехэтажный дом. Муж Мутабар смог затянуть процесс на целый год, и когда Мутабар подала в суд высшей инстанции, рассмотрение дела пришлось начинать с самого начала.

Фируза, давшая интервью IWPR, последние десять лет борется за дом, построенный ее мужем в Кулябе, на юге Таджикистана, перед его смертью. Когда муж Фирузы заболел в первый раз, семья переехала в столицу, где муж должен было получать лечение. Через некоторое время брат мужа переехал со своей семьей в их дом в Кулябе и отказался освободить его, когда Фируза стала вдовой.

Сейчас, живя в доме своего отца, Фирузе приходится добиваться справедливости. Верховный суд Таджикистана вынес решение в ее пользу, однако родственники мужа проигнорировали его.

Как и многие, Фируза полагает, что ее права были проигнорированы из-за того, что она женщина, и у нее нет связей.

«Я бы могла быстро выиграть это дело, если бы мой отец или брат был бы прокурором или судьей», - говорит Фируза.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ УСУГУБИЛА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

Другим фактором, затрагивающим права женщин, является долговременное отсутствие их мужей дома. Сотни тысяч таджикских граждан находятся в России и Казахстане на заработках, откуда отправляют средства домой для оказания финансовой поддержки своим семьям.

Некоторые уезжают только в теплый сезон, когда идет найм временных рабочих. Другие же живут за рубежом гораздо дольше или вовсе там и остаются.

Такое долговременное отсутствие ведет к разводам и ухудшению отношений между женой и родственниками со стороны мужа.

Муж Мухайё уехал в Россию через месяц после их свадьбы в селе в Файзабадском районе. После отъезда мужа Мухайё постоянно сталкивается с нападками своей свекрови за то, что, по словам свекрови, она принесла недостаточное приданое.

Мухайё говорит, что свекровь плохо относится к ней, по телефону лжет ее мужу, не хотела говорить ему, что Мухайё родила ему ребенка, и забирает себе большую часть денег, которые он присылает домой из России.

Группа по защите прав женщин ИНИС помогла Мухайё подать в суд и получить деньги, нужные ей для обеспечения самой себя и ребенка, который является законнорожденным, так как брак был официально зарегистрированным. Свекровь же говорила, что она абсолютно ничего не знает о деньгах и даже о местонахождении своего сына.

Судья вынес решение в пользу Мухайё и потребовал, чтобы свекровь вернула ей принадлежащее ей имущество, и обязал выплачивать средства на содержание ребенка. Сейчас Мухайё получает деньги на ребенка и ждет возвращения мужа.

Райхона Хакбердыева, возглавляющая группу «Дилафруз» в Курган Тюбе, говорит, что общество еще не до конца осознало социальные последствия массовой миграции и долговременных разлук.

Одним из признаков изменений, по ее мнению, является то, что среди тех мужчин, брак которых был проведен по религиозным канонам «никох», все больше распространенной становится тенденция развода, когда они находятся за тысячи километров от своих жен.

«В женский кризисный центр при нашей организации обращаются женщины, которым мужья дали развод по телефону. Это новое явление в Таджикистане. Получается, что новые технологии принесли вред нашим женщинам», - говорит Хакбердыева.

В такой ситуации оказалась Зебо, 25-летняя мать двоих детей из Бохтарского района на юге Таджикистана, чей муж нашел новую жену в России.

После того, как он позвонил и сказал ей «талак», Зебо осталась без средств к существованию, а его семья лишила ее и ее детей крыши над головой.

Сейчас Зебо зависит от своей 62-летней матери Бибифотимы, получающей пенсию в размере 30 долларов в месяц, и старшего брата, у которого четверо детей и который сам так же находится на заработках за пределами Таджикистана.

НПО «Дилафруз» помогает Зебо отсудить у мужа алименты в размере 25% от его дохода. С точки зрения закона, у ее дела мало шансов для выигрыша, так как брак Зебо официально не зарегистрирован. Тем не менее, сотрудники НПО настроены оптимистично, так как несколько подобных дел завершились удачно.

Некоторые представители духовенства говорят, что религиозные правила, определяющие вопросы брака и развода, были искажены традициями и практикой.

Домулло Муродджон Собит-зода, главный мулло Кургантюбинской соборной мечети, говорит, что ислам безоговорочно признает право женщины на имущество при разводе.

«Оставлять женщину с пустыми руками противоречит исламу и канонам шариата. Это происходит от незнания исламского права», - говорит домулло.

Другой представитель духовенства - домулло Саидбек, имам мечети Кази Абдурашид в Душанбе и известный богослов Государственного исламского университета имени Термизи, обеспокоен растущим количеством разводов и несправедливостью по отношению к женщинам.

«Они настолько амбициозны, что доходят до абсурда. Звонят, отправляют SMS жене, заявляя “талак” через свекровь или своих родственников, или ей самой, - говорит домулло Саидбек. - Это противоречит мусульманскому праву о браке и уважении к жене, как к личности, как к матери своих детей, которая и без того унижена и экономически зависима в доме супруга. Шариат не признает подобные разводы».

Саидбек говорит, что в соответствии с учениями Корана, «не имеет значения, что дом принадлежит бывшему супругу, его бывшая супруга и дети имеют полное право на проживание в этом доме».

Что касается развода, то здесь, по словам домулло Саидбека, «нажитое совместное имущество, с условием, если в этом принимала участие бывшая супруга, должно быть разделено по справедливости. А имущество жены, которая принесла в дом мужа, остается ее собственностью».

ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА ПЕРЕМЕН

Опрошенные IWPR эксперты по защите прав женщин сходятся во мнении, что основными проблемами являются низкий уровень образования и недостаточная осведомленность женщин о своих правах.

Сегодня многие семьи, проживающие в сельской местности, думают, что их дочерям образование ни к чему. Именно поэтому в условиях, когда в таджикских семьях встает вопрос, на кого в первую очередь потратить деньги за обучение, выбор всегда падает на мальчика.

«Родители, не задумываясь о последствиях, отдают своих дочерей замуж, не заботясь об их образовании, отсюда и начинаются их проблемы», - говорит Хакбердыева.

Главное, чему девочки должны обучиться, – это ведению домашнего хозяйства и как ухаживать за мужем и детьми. IWPR уже писал об этом в материале «Таджикистан: таджикские девушки бросают школу» (RCA № 481, 2 февраля 2007)

Сейчас власти так же пытаются разрешить эту проблему. Весной нынешнего года был прецедент, когда одного из отцов в Хатлонской области привлекли к судебной ответственности за то, что он не разрешал девочкам посещать школу. Учителя в школах говорят, что после широкого освещения этого дела посещаемость девочек улучшилась.

Эксперт по защите гендерных прав в интервью IWPR отметила, что нужен комплекс действенных мер и объединение усилий гражданского общества и органов государственной власти.

«Местные органы власти обязаны контролировать и регистрировать браки, выдавая свидетельство о браке, и потом только обряд “никох”, - говорит эксперт. - Это их прямая компетенция».

Местная группа «Центр гендерного образования» предоставляет информацию и консультационную поддержку женщинам по защите их прав в суде. Данная организация также бесплатно предоставляет защиту интересов женщин в суде. Помимо этого, группа провела по всей стране практические тренинги с целью повышения компетенции центров защиты прав женщин и правозащитных групп по вопросам законодательства.

Проект реализуется при финансовой поддержке Посольства США в партнерстве с Коалицией НПО Таджикистана «От равенства юридического к равенству фактическому» для совместного выполнения рекомендаций Комитета ООН по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин.

Мукаммал Одинаева, независимый журналист, и Лола Олимова, редактор IWPR в Таджикистане